Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Газораспределительный механизм автомобиля ЗИЛ-131

Распределительный вал стальной, с закаленными кулачками и шестерней привода распределителя зажигания, приводится во вращение двумя шестернями. Распределительный вал лежит на пяти опорах, снабженных втулками из биметаллической ленты, диаметральные зазоры в подшипниках распределительного вала в новом двигателе находятся в пределах 0,0З—0,09 мм для четырех передних подшипников и в пределах 0,025—0,077 мм для пятого заднего подшипника. Осевое перемещение распределительного вала ограничивается фланцем, расположенным между шестерней и передним торцом первой шейки, который крепится к переднему торцу блока двумя болтами. Разница между высотой распорного кольца, надетого на переднюю цапфу распределительного вала, и толщиной фланца составляет 0,08—0,208 мм. Эти величины соответствуют осевому зазор у распределительного вала нового двигателя.

Для правильной взаимной установки шестерен нужно поставить шестерню коленчатого вала и шестерню распределительного вала так, чтобы метки находились на одной прямой, соединяющей центры этих шестерен (рис. 1).

Клапаны — верхние, расположены в головке блока цилиндров в один ряд, наклонно к оси цилиндра; приводятся в движение от распределительного вала при помощи штанг, толкателей и коромысел.

Клапаны сделаны из жаростойкой стали; - угол рабочей фаски седла впускного клапана 30°, выпускного 45°; стержень выпускного клапана имеет сверление, заполненное натрием, а тарелка жаростойкую наплавку посадочной фаски. Выпускные клапаны для повышения срока их службы принудительно проворачиваются во время работы двигателя специальным механизмом.

 

 

Механизм вращения выпускного клапана (рис. 2) состоит из неподвижного корпуса 2, пяти шариков З и их возвратных пружин 10 (помещающихся в наклонных углублениях корпуса, выполненных по дуге), дисковой пружины 9, упорной шайбы 4, на которую давит клапанная пружина через замочное кольцо 5. Упорная шайба 4 и дисковая пружина с зазором надеты на выступ корпуса, который находится в специальном гнезде головки блока (рис. 3).

При закрытом клапане (рис. 3, а) усилие пружины 6 через упорную шайбу 4 передается на наружную кромку дисковой пружины 9, опирающейся внутренней кромкой в заплечик корпуса 2. Во время открытия клапана (рис. 3, б) усилие клапанной пружины увеличивается; под действием возросшего усилия дисковая пружина, опираясь на шарики, распрямляется; между внутренней кромкой пружины и заплечиком корпуса появляется зазор, и усилие пружин 10 начинает передаваться на шарики З, которые, перекатываясь по наклонным поверхностям углублений, поворачивают дисковую пружину 9 и упорную шайбу 4 на некоторый угол, а с ними пружину 6 клапана и клапан 1. Во время закрытия клапана (рис. 3, в) усилие клапанной пружины уменьшается, прогиб дисковой пружины возрастает; она упирается в заплечик корпуса, освобождая шарики, которые под действием пружин возвращаются в исходное положение, заклиниваясь между шайбой и наклонной поверхностью корпуса.

При любой разборке двигателя, прошедшего более 70 000 км, Необходимо проверять состояние пружин 10 (см. рис. 2 и 3) и шариков механизма вращения выпускного клапана. При обнаружении на витках пружины следов износа необходимо пружину повернуть выработанным участком вниз.

При сборке механизма вращения клапана надо обратить внимание на правильность установки шариков и пружин. При правильной сборке пружины должны быть расположены позади шариков относительно выбранного направления вращения.

Коромысла клапанов кованые, стальные, с бронзовой втулкой.

Толкатели клапанов стальные, пустотелые. для повышения надежности пары кулачок — толкатель на торец толкателя наплавлен специальный чугун. В нижней части толкателя предусмотрены отверстия для слива масла, попадающего в толкатель.

Штанги стальные, с закаленными сферическими концами.

Впускной газопровод из алюминиевого сплава, общий для обоих рядов цилиндров, расположен между головками блока и снабжен водяной рубашкой для подогрева смеси.

Затяжку гаек крепления впускного газопровода к головке блока цилиндров надо производить равномерно, придерживаясь затяжки крест-накрест от середины к краям газопровода, для того чтобы не происходило выдавливания резиновой прокладки из стыка впускная труба—головка. Момент затяжки гаек должен быть в пределах 2—2,5 кГм.

Выпускные газопроводы составные, из ковкого чугуна, по одному с каждой стороны блока.

Сборку составного газопровода на двигателе нужно производить в следующем порядке: стык прокладки должен быть расположен под стяжным болтом хомута; ось болта, стягивающего хомут на коротком плече газопровода, должна быть перпендикулярна фланцам крепления газопровода к головке блока цилиндров; ось болта, стягивающего хомут на длинном плече газопровода, должна быть параллельна фланцам крепления газопровода к головке блока цилиндров. Болт устанавливают головкой вверх; момент затяжки болтов 1,4—1,7 кГм.

Затяжку гаек крепления составного выпускного газопровода к головке блоки цилиндров производить в следующей последовательности; средний фланец — сначала крепить нижнюю гайку, затем верхнюю, момент затяжки 4—4,5 кГм; крайние фланцы — гайки крепить моментом затяжки 3—3,5 кГм.